Книга "Сети власти" (отрывок)

Отрывок из книги Фолькера и Мартины Кесслер "Сети власти" 







Восемь отличительных признаков человека власти, подобного Диотрефу

«Я писал церкви;
1. Люди обеспокоены определенными проблемами.
но любящий первенствовать у них Диотреф
2. Человек власти хочет господствовать один.
не принимает нас.
3. Не принимает критики или оппозиции.
Поэтому, если я приду, то напомню о делах, которые он делает,
4. Извлекает выгоду из короткой памяти других.
понося нас злыми словами,
5. Клевещет на своих критиков.
и, не довольствуясь тем,
6. Прибегает к все более сильным средствам.
и сам не принимает братьев, и запрещает желающим,
7. Образовывает объединения в свою пользу и разделяет церковь.
И изгоняет из церкви»
 3 Иоан. 9-10.
8. Прибегает к средствам «церковной дисциплины» против своих оппонентов.




 «Я писал церкви». Один этот факт, конечно же, еще не свидетельствует против Диотрефа.
Но там, где появляются люди власти, зачастую возникает определенное беспокойство. Там, где при поверхностном взгляде в церкви, похоже, царит спокойствие, некоторые братья и сестры все же проявляют определенную обеспокоенность создавшимся положением. Они чувствуют, что что-то не в порядке, и замечают, что это связано, прежде всего, с определенной личностью. Разумеется, в церкви на эту тему ведутся разговоры, пишутся письма и т.д.

 «Но любящий первенствовать у них Диотреф». У человека власти есть цель: господствовать, и, по возможности, в одиночку. Поскольку он «все может и знает», он также не ищет общения с равноценным партнером. Он нуждается только в таких людях, которые поддерживают его в осуществлении его интересов. Там же, где он все-таки сотрудничает, направление определяет он, независимо от того, руководит он кругом этих людей на основании официальной доверенности или нет. «Работа в команде», по его замыслу, это когда все делают то, что хочет он. А он добивается внимания к себе любой ценой. Для таких людей негативное внимание является лучшим, чем вообще никакого. Когда люди каким-то образом сердятся на него – чудесно, все равно он один находится в центре внимания!

 «Диотреф не принимает нас». Человек власти действительно не принимает критики. Он все равно «все знает» и «всегда прав». При этом он вполне способен извиняться. В случае явных его промахов он ведет себя согласно девизу: «Я совсем не могу понять то, что многим христианам так трудно извиниться. Когда я делаю ошибки, я сразу же извиняюсь». Поскольку он все же извиняется, извинение служит у него средством удержания у власти.
            В этом смысле человек власти подобен кощуннику (Притч. 9:7-8, 15:12 и др.). Он не ищет получения информации от других и не желает установления и поддержания обратной связи с ними. Он не может терпеть, когда его наставляют, потому что из-за критики он чувствует угрозу своему положению, которое стремится сохранить любой ценой. Тот же, кто решается критиковать его, подвергает себя опасности нажить себе врага в его лице.

  «Поэтому, если я приду, то напомню о делах, которые он делает». Человек власти извлекает выгоду из забывчивости других. Многие люди забывают, как все происходило в точности. Из-за этого часто никому не бросается в глаза, как человек власти не считается с совместно принятыми договоренностями. Тот, кто позже вспоминает об этих решениях и указывает на то, что они были своевольно нарушены, сам выставляется им, как придирчивый педант и чрезмерный критикан.

  «Понося нас злыми словами». Человек власти воспринимает критику как угрозу. Людей, критикующих его, он очерняет. Это может происходить публично (типичное поведение для мужчин власти), но это может произойти и путем сплетен (типичное поведение для женщин власти). В последнем случае властный человек то тут, то там в личных разговорах говорит некоторые слова против определенного лица, которые передаются дальше и таким образом оказывают свое влияние. Эти «маленькие слова» могут «разжечь большой костер» (Иак. 3:5). Таким образом, в один миг оклеветанная личность  без здравого анализа ситуации лишается основания для доверия в общине. Неожиданно и к своему удивлению она обнаруживает, что климат вокруг нее резко изменился.

  «И, не довольствуясь тем». Когда человек власти встречается с риском потерять свой авторитет, поддерживаемый силой и лукавством, он будет делать все, чтобы снова одержать верх. Он будет прибегать ко все более сильным средствам и по необходимости опускаться до откровенного обмана – хотя и будет продолжать признавать себя христианином.

  «И сам не принимает братьев, и запрещает желающим». Человек власти образовывает для себя группу поддержки, о которой проявляет всяческое попечение и заботу, используя свои возможности. Таким путем он собирает вокруг себя круг друзей, которые разделяют его взгляды. Несмотря на то, что это приводит к разделению в церкви, он оценивает других только согласно тому, настроены ли они «за» или «против» него. Человек власти скорее пожертвует церковью или общим делом, чем добровольно откажется от власти.

 «И изгоняет из церкви». Того, кто для него опасен, он стремится дискредитировать и изгнать из церкви. Поначалу это выглядит так, будто из церкви удаляется «горький корень», т.е. тот, кто именно «критический дух». В результате таких мер в церкви на какое-то время воцаряется внешнее спокойствие, которое продолжается, пока против амбиций человека власти не восстанет другой член общины, становясь тем самым новой его жертвой. При несколько продолжительном взгляде на деятельность некоторых людей власти можно заметить существование целого ряда таких «отпавших», в роли которых оказываются вполне зрелые духовно христиане. Получается, когда на домашний разбор Библии или в церковь начинают ходить новообращенные люди, они не встречают никаких затруднений в области сотрудничества с человеком властных устремлений. Когда же через два-три года они становятся духовно самостоятельными и из-за этого слишком опасными для человека власти, он избавляется от них и переходит ко взаимоотношениям с новыми людьми. Круговорот начинается заново.

Комментариев нет:

Отправить комментарий