Книга "Авторитаризм в церкви" (отрывок)

                            Рональд Энрот «Авторитаризм в церкви»

                                 Злоупотребление духовной властью


                                    
   
     Манипулирование и контроль трывок из книги)
Авторитарные церкви используют чувство вины и страха


...Склонные к духовным злоупотреблениям церкви постоянно используют страх, чувство вины и угрозы как действенные способы держать прихожан в повиновении. По-моему, руководство этих организаций сознательно культивирует нездоровые формы духовной и межличностной зависимости, уделяя особое внимание вопросам послушания, подчинения и верности. В любой тоталитарной среде должна присутствовать некоторая зависимость, чтобы от людей можно было добиться подчинения. Джерри Макдональд, который занимается изучением авторитарных религиозных движений, отмечает, что подобные организации используют «поощрения, наказания и эмоциональные переживания, чтобы систематически отрывать своих членов от прежней системы ценностей, в том числе от их права на независимое и рациональное мышление, от их способности давать определения и оценивать, а также от их способности свободно делиться своим опытом. Эта внутренняя система ценностей заменяется на внешнюю, которая находится под полным контролем руководства» 1.
Свидания и супружество — это одна из проблем, для решения которых многие группы, упомянутые в этой книге, прибегают к манипулированию людьми. Молодым членам Христианского служения «Маранафа» (Maranatha Christian Ministries), также известного как Христианская церковь «Маранафа» (Maranatha Christian Churches), в том числе и бывшей обладательнице титула «Мисс Америка» Дебби Тёрнер, было запрещено ходить на свидания. С тех пор как руководители церкви получили так называемое откровение о свиданиях, «Маранафа» призывает своих членов воздерживаться от свиданий и в оправдание ссылается на самые отвратительные проявления сексуальной распущенности среди студентов (в том числе христианских вузов). Вместо этого они должны сосредоточиться на служении Богу, Который в свое время даст им спутника жизни. Бывший член «Маранафы» говорит: «На практике это выглядит так: члены церкви сообщают руководству имена других членов церкви, на которых Бог указал им как на потенциальных супругов. Если руководство одобрит названные имена, вы ждете, пока Бог скажет об этом тому, другому человеку. Если Бог сообщит Свою волю этому человеку, он назовет ваше имя руководству и вы вступите в брак». 

 ...Традиционные евангельские церкви ценят и уважают индивидуальные особенности людей. Почти все они хотят видеть своих прихожан полноценными, не похожими на других, самостоятельными личностями, а не просто копиями какого-то одного человека. С другой стороны, независимым авторитарным группам, которые склонны манипулировать людьми, нравятся прихожане-клоны, и они навязывают своим последователям один и тот же стандартный образ жизни. Флэвил Йикли в своей книге «Дилемма ученичества» высказывает мысль, что подобные группы ценят единообразие, а не разнообразие. «Они переделывают своих последователей по образцу лидера группы, приводят их в соответствие с единым стандартом, со своими представлениями об идеальной личности… В них [последователях] воспитывают чувство вины за то, что они такие, какие они есть, и ощущение своей неполноценности оттого, что они не такие, какими их хочет видеть группа» .


 ...В большинстве авторитарных церквей существует некая система отчетности или взаимного наблюдения, которая гарантирует, что рядовые члены соответствуют установленным нормам. В «Community Chapel» Дона Барнетта такая система действовала совершенно открыто — о ней писали в воскресных бюллетенях. «Мирские представления, вдохновляемые сатаной, толкают нас к тому, что мы оказываем человеку услугу, скрывая его грехи от того, кто в состоянии ему помочь. Помните, что мы — сторожа своим братьям. Увидев, как ваши друзья совершают серьезную ошибку, пожалуйста, окажите им услугу — расскажите об этом пастору или старейшине, чтобы можно было вовремя что-то предпринять».
Очевидная форма манипуляции — наставление или проповедь с кафедры. По словам одного бывшего участника пастырского движения (пастырским это движение называют потому, что у рядовых участников есть «пастыри», требующие от них полного подчинения и внушающие им мысль о необходимости «духовного авторитета»), «руководители знали о происходящем. Пасторы манипулировали людьми при помощи проповедей. Регулярно поднимались одни и те же темы: завет, авторитет, послушание, подчинение, служение, почитание…» 




... Один бывший член известной сети пастырских церквей под названием Сообщество служений и церквей Завета (Fellowship of Covenant Ministries and Churches), руководимой Чарлзом Симпсоном (братом Чарлзом, как его называют), указал мне на другой, более тонкий механизм контроля: «Время от времени руководители давали тому или иному прихожанину какие-то обещания, вроде „Совсем скоро ты женишься“. Обещали это и мне. Но прошло уже пятнадцать лет, а я все еще холост. Мой пастор говорил, что некоторые мужчины могут вести за собой десять человек, меня же он видел лидером сотни человек. Это обещание тоже, по сути, не исполнилось. Он сказал: „Подожди до тридцати лет“. Исполнение обещания было отсрочено до моего тридцатилетия, поэтому я с нетерпением ждал, когда мне стукнет тридцать. Но в тридцать лет я по-прежнему не был лидером».
Контроль можно осуществлять и путем ограничения контактов с родственниками и прежними друзьями. Членам церкви, которые отправляются домой, чтобы навестить друзей и родных, советуют не задерживаться в гостях надолго, потому что «ты можешь утратить видение». Тем, кто собирается вступить в христианское сообщество «Путь в Эммаус» (Emmaus Christian Fellowship) в штате Колорадо, предлагают ознакомиться с документом, разъясняющим все нюансы обета, который новые члены общины дают при крещении. «Поскольку наша жизнь тесно переплетается с жизнью других членов нашей новой семьи, она будет оказывать глубокое влияние на наших новых братьев и сестер. Мы понимаем, что любое непослушание Божьим принципам (читай: принципам этой церкви) обязательно повлияет на других. Это означает, что мы должны подчиниться Божьему порядку не только ради самих себя, но и ради других… Бог говорит нам, что никакие человеческие взаимоотношения не должны отвлекать нас от посвящения себя Его заветному Телу, потому что это разрывает внешнюю оболочку Тела, и тогда как наша собственная жизнь, так и все Тело становятся беззащитным перед инфекцией. Вместо этого, если мы хотим быть достойными звания Его учеников, мы должны быть готовыми лишиться семьи, друзей, страны и даже собственной жизни». 



Полностью читать книгу можно здесь:








Комментариев нет:

Отправить комментарий