вторник, 11 сентября 2012 г.

Злоупотребление властью


 Предлагаю вашему вниманию статью, которая была опубликована в газете "Наши дни"  в номере 292 (2037) от 18 августа 2007 года. На сайте издания в архиве почему - то  этой статьи нет. Проверьте, пожалуйста,  здесь: http://www.nashidni.com/Archive/yr2007/is2037/issue2037.html



                                           Март ДеХаан
                                
                         Злоупотребление властью.
  
  Граница между здоровой и больной властью подобна тоненькой ниточке. Даже лучшие из лидеров могут в любой момент решить отдать предпочтение личным интересам в ущерб интересам других.
   Злоупотребление властью не всегда практикуется подспудно. История открывает нам случаи из жизни множества вождей и руководителей, которые вели себя так, словно их положение было выше всякой отчетности.
    
   В библейские времена сыновья Самуила использовали положение судей в Израиле для вымогательства и взяток, извращения правосудия и личного обогащения.
 Позже первый израильский царь Саул злоупотреблял властью для преследования и попыток убить законно помазанного на престол будущего царя Давида.
   Когда Давид стал царем, он злоупотребил своей царской властью для прелюбодейной связи с женой одного из своих офицеров. Далее Давид инициировал заговор, в результате которого этот офицер был убит на фронте.
  
  Спустя века, малоизвестный пресвитер церкви по имени Диотреф, злоупотребил своим положением для отказа братьям в посещении его общины, за что апостол Иоанн называет его «любящим первенствовать» (3 Иоан. 9). Мы не знаем, как этот Диотреф объяснял публично своё негостиприимство, но он, вероятно, полагал, что сделанное им для церкви давало ему право беспрепятственно первенствовать в общине.

                                         Тревожные сигналы
  
  В библейские  времена, да и сейчас, злоупотребление властью носит вредный и разрушительный характер, уводящий организационную власть в область самоугождения в ущерб другим.

                                          Атмосфера страха

    Такого рода управление возможно там, где люди боятся друг друга. Руководители боятся потерять власть. Подчиненные опасаются конфронтации с ними. Верноподданность подчеркивается для отвлечения от истинного положения вещей. Взаимная угроза кроется под поверхностью того, о чем считается опасно говорить или спрашивать.

                                        Атмосфера путаницы

  В некоторых церквях и церковных организациях лидеры нередко употребляют духовный язык, подразумевающий прямую связь с Богом. В результате слушатели учатся принимать их учение или «молитвенные» решения как исходящие непосредственно от Бога. Такая путаница приводит всегда к беде.

Атмосфера контроля и исключений



   Когда духовных наставников не привлекают к отчетности, не требуют придерживаться устава церкви, они могут начать навязывать свою волю и начать переходить границы законной сферы контроля. Такие лидеры могут убрать (исключить) не согласного с ними члена ради сохранения собственного руководства. Угрожая исключением за непокорность, лидеры могут потребовать подчинения в вопросах более личного порядка, чем общественного, более культурного, чем библейского, и более произвольного, чем справедливо резонного. Ирония в том, что злоупотребляющие своим положением лидеры часто говорят, что их личная ответственность перед Богом ставит их выше критики и сомнений, хотя лишают этой свободы других.
  Под шум и суматоху злоупотребления властью в ход пускаются такие елейные фразы, как «не троньте Божьего помазанника» или «будьте покорны наставникам вашим», но не для того, чтобы внушить здоровый страх Господень, а внедрить нездоровый страх перед человеком.

                                           Лучший пример

Пример Господа Иисуса корректирует такое злоупотребление властью. В Его царстве лидеры мыслят и поступают, как слуги. Они слышат просьбы и вопли страдающих и уделяют другим такое внимание, какого бы желали себе.
  В царстве Иисуса пресвитеры и диаконы не исправляют других, не приведя в первую очередь в порядок себя самих:
  
  "Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.  Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?  Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Лук. 6:39-42). 
  
  Они всегда помнят слова Господа, что ученик не бывает выше своего учителя.

                            Совет одного духовного лидера

  Посмотрите, что говорит один из учеников Христа. Обратите внимание на подчеркнутую апостолом Петром ценность чистосердечного служения, заметьте, что он желает, чтобы и пресвитеры, и члены церкви служили Богу не по принуждению, а по желанию сердца. Он пишет своим сопастырям:

  «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,  и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду»
(1 Пет. 5:2-3).

 Духовные пастыри не должны «господствовать» над стадом Божьим. Как надзиратели, старейшины и диаконы  не должны служить по принуждению, так и членам не нужно угрожать, пристыжать и заставлять служить, жертвовать или трудиться. Служитель Христа не должен поступать властно, но «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2:23).
 
   Следовательно, рано или поздно мы должны понять, что, веря всему, что говорят даже самые доверенные лидеры, мы не отдаем им тем самым чести. Правильное место мы уделяем им тогда, когда взвешиваем их слова, задаем важные вопросы и сами глубоко вкапываемся в текст их проповедей.
  Книга Деяний Апостолов 17:11 выражает похвалу верийцам именно за то, что они не принимали огульно все, что им говорилось, но «были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».
  Смысл понятен: Бог не дает Своим лидерам власть и авторитет для контроля над кем бы то ни было, но для того, чтобы они говорили ту истину, которая делает людей свободными.
  Отче Небесный! Помоги нам любить и отражать руководство Твоего Сына. Научи нас следовать Ему в выслушивании вопросов и просьб слабейших из нас, сберегая самые сильные слова только для тех,  кто использует свою власть против тех, кого они были призваны защищать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий