среда, 17 октября 2012 г.

Читаю книжку "Авторитаризм в Церкви"...


Сергей Худиев
2004-11-03 02:04:00

Авторитаризм в Церкви

Читаю книжку "Авторитаризм в Церкви". Ага, у протестантов тоже бывают свои младостарцы, "да говорят, еще какие", что, в прочем, и не новость. Поразительно, как люди могут дойти до безусловного повиновения явному мошеннику (или сумасшедшему). Да, психологическая манипуляция - очень эффективная вещь. Эта манипуляция, как пишет и автор другой книги по этой же проблеме Эдин Ловас «Люди власти, властолюбие и Церковь», использует чувство вины. Как пишет Ловас:

  «Манипулирование сознанием виновности других - излюбленное оружие людей власти. Являясь цепкими наблюдателями, они держат свои жертвы под постоянным контролем, чтобы использовать промахи в их поведении для своих нападок. Они кружат над своими ближними подобно хищным птицам, чтобы заметить их малейшую ошибку. Люди власти редко применяют беспредметные обвинения. Они говорят о реальных недостатках, однако при этом драматизируют и преувеличивают их. Они являются специалистами использования чистой правды для бессовестного обмана.
  Большинство христиан имеют в своем отношении к добру и злу чрезвычайно чувствительную совесть. Они боятся где-то в чем-то поступить несправедливо, сделать грех или ошибиться. Направленный на них сверлящий взгляд и вопросы типа: "Что ты там опять наговорил?", "Как ты себя вел?", "Опять ты все сделал неправильно!" и подобные повергает большинство из них в страх и смятение. Христиане воспитаны, как правило, в таком смирении, что сама мысль о самозащите кажется многим неуместной. Поэтому, подвергаясь частым драматизированным обвинениям или замечаниям за любую незначительную мелочь, они становятся порой настолько болезненно-восприимчивыми, что боязливо замолкают при малейшем повышении голоса человека власти. В конечном итоге они впадают в состояние мучительного сознания постоянной виновности; чувствуют себя физически, душевно и духовно нечистыми и неполноценными».

   Человек, столкнувшийся с таким манипулированием в Церкви, может сохранить глубокое отвращение к религии на всю оставшуюся жизнь. Вообще говоря, чувство вины очень важно - оно указывает, что человек ведет себя неправильно и должен покаяться. Однако, как и все в падшем человеке, оно часто сбивается и ведет себя, как неправильный компас. Люди могут страшно терзаться из-за того, что в чем греха нет, и в то же время спокойно - и без всякого чувства вины - грешить. Хуже того, людям можно внушать чувство вины за то, что преступления не составляет, и в то же время побудить их - с полным сознанием своей правоты - делать по-настоящему скверные вещи.

  Почему люди могут вести себя так по-дурацки?
 Я согласен, что часть прихожан(ок) младостарцев и культистких лидеров - просто невротики, люди с тяжелыми психологическими проблемами, которые ищут, кто бы их выпорол. Но это далеко не все, на религиозную манипуляцию могут вестись и вполне здоровые люди - невротиками они становятся уже потом. Я думаю, тут работает ряд факторов, как духовных, так и чисто психологических.

  У человека есть естественная потребность в принятии и одобрении со стороны других. Столкнувшись с lovebombing'ом со стороны членов культа (этот культ может существовать, увы, и в рамках "солидной" Церкви), человек вновь и вновь жаждет обрести ту атмосферу любви и принятия, которой его поманили - а вот оказывать ему это приятие с некоторых пор начинают строго дозировано, в зависимости от его поведения. Постепенно (ага, тут важно не поторопиться) человек начинает соглашаться с какой угодно ересью и делать какие угодно нелепости, лишь бы вернуть себе приятие группы. Но это психологический механизм, который может работать и в нерелигиозной группе - футбольной команде, например.
Интереснее духовный аспект проблемы.

  Религиозная манипуляция требует определенного богословия. Я хотел бы отметить - во избежание недоразумений - что не все, кто проповедуют такое богословие, непременно манипуляторы. Это конечно не так. Верно обратное - все известные мне (из литературы и лично) манипуляторы проповедуют определенное богословие. Они могут быть православными, протестантами или католиками, или принадлежать к совершенно отдельной религиозной группе, но в их богословии всегда есть одинаковые черты.

  Прежде всего, это богословие недостижимого прощения. "Бог простит тебя, если ты покаешься" - говорит Писание. "Бог не простит тебя, до тех пор, пока ты не выполнишь некоторые условия" - говорит манипулятивное богословие. Вроде бы похоже - и там и там прощение требует покаяния - но особенность манипулятивного богословия в том, что человек никогда не может быть уверен, выполнил ли он требуемые условия.

  Например: Если вы считаете себя христианином, но не уделяете достаточно времени чтению Библии и молитве, то как вы можете избежать проклятия ада? Если вас не особенно тревожат небольшие грехи или пустые и непристойные мысли, готовы ли вы отправиться в ад? Если вы считаете, что в Царство Божие можно войти формальным признанием Христа или рассудочной верой в смерть Иисуса за наши грехи, но не живете святой, праведной жизнью и не обращаете свои мысли к Богу или делаете это редко, готовы ли вы переносить мучения ада день и ночь во веки веков? Вам лучше быть готовым: если все это так, вы прямым путем придете в ад, если не раскаетесь.


  В чем тут отличие от того, что говорит Писание? Ведь и Библия говорит, что нераскаянные грешники погибнут. Разница тут в том, что Писание требует покаяния в определенных и осознаваемых грехах - блуде, воровстве, идолопоклонстве - и утешает тех, кто оставляет их, обетованием вечного спасения. Например, Апостол Павел пишет:

 "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". (1Кор.6:9-11)

Апостол пишет - такое (четко обозначенное) поведение несовместимо со спасением; если же Вы порвали с таким образом жизни, Вы омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа.

  В чем отличие текста, который я приводил раньше? В его полной неопределенности. Если вы считаете себя христианином, но не уделяете достаточно времени чтению Библии и молитве, то как вы можете избежать проклятия ада?

 Какое время в данном случае "достаточно" для молитвы и чтения Писания? Внятного ответа дать невозможно. Нет такого времени, чтобы Вы могли сказать "Ну все, слава Богу, норматив по молитве и Писанию я сдал, проклятие ада мне не грозит". При такой постановке вопроса оно всегда Вам грозит. Это богословие держит Вас в обстановке полной неопределенности и страха - а это необходимое условие для того, чтобы Вами могли манипулировать.

Если вас не особенно тревожат небольшие грехи или пустые и непристойные мысли, готовы ли вы отправиться в ад?
   Никто не знает точно, чем "особенная" тревога по поводу непристойных мыслей отличается от "не особенной". Всегда можно сказать, что Вы тревожитесь недостаточно. Хоть Вы истревожетесь, всегда можно сказать - "разве ж это тревога? Вот благочестивый N так тревожился, что под ним земля ходуном ходила"
Условия, на которых Вы можете примириться с Богом, сформулированы так неопределенно, что никакой уверенности в мире с Богом у Вас быть не может. А подорванные личные отношения с Богом - это просто необходимое условие религиозной манипуляции.

  Очень важно, для того, чтобы противостоять подобной манипуляции, подчеркивать истину Евангелия - верующий во Христа может быть уверен в Божьем прощении и принятии. Это прощение не зависит от выполнения каких-то дополнительных (и, тем более, неопределенных) требований. Часто люди беспокоятся, что упор на щедрость Божьего прощения побудит людей к беспечности, если не прямо к греху. На самом деле выходит ровно наоборот - много греха (и даже отступничества) происходит от неуверенности в Божьем прощении.


  Статья находится здесь:

Комментариев нет:

Отправить комментарий