четверг, 17 января 2013 г.

Христианская свобода (часть первая)


Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. (Гал.5:1)





«Послание Галатам - это "Великая хартия" духовной свободы для всего мира и на все времена». Чарльз Р. Эрдман
  (Чарльз Р. Эрдман (1866-1960) - профессор теологии в Духовной Семинарии Принстона, служил пастором в пресвитерианских Церквях)





 В галатийской  церкви появились учителя, которые принесли с собой ложные доктрины. Они учили, что спасение достигается верой в Христа плюс исполнением закона. В их проповеди смешались христианство и иудаизм, закон и благодать, Христос и Моисей. К тому же они старались отвернуть галатов от Павла, говоря, что он не настоящий апостол, а потому на его проповедь нельзя полагаться.
Павел был весьма встревожен происходящим. Он взял перо и написал своим возлюбленным детям в вере письмо. В нем апостол говорит, что подлинное спасение от начала и до конца дается благодатью, его нельзя заслужить исполнением закона Моисеева в целом или частично. Добрые дела - не условие спасения, а его плод. Христианин умер для закона; он ведет святую жизнь не собственными усилиями, а силой обитающего в нем Святого Духа.
Во - первых, галатийским верующим нужно было крепко верить во Христа и держаться истинного евангелия, не поддаваться лукавству «супер» проповедников, пользоваться своими мозгами, чтоб не возвращаться к немощным и бедным вещественным началам, чтобы не свести жизнь христианина к  наблюдению дней, месяцев, времен и лет. То, что произошло с галатами, было испытанием их веры.
Во - вторых, проблема галатийских верующих в том, что были ребята, стремящиеся поработить верующих и загнать их в рабство, из которого их освободил Христос.


   В наше время  также есть немало «делателей на ниве Божьей», которые не прочь поработить верующих и всячески ограничить  их свободу. И усугубляет опасность то, что эти «делатели» находятся рядом с нами, в наших церквях. Современные служители не действуют так примитивно и грубо, как действовали "иудействующие братья" в Галатии. Современные делатели изобретают более изощренные способы и методы, чтоб лишить христианские общины свободы во Христе. Томас Эдисон как - то сказал: "Человек воспользуется любой возможностью, только чтобы не думать". К сожалению, современные верующие в  этом похожи на галатийских верующих, и потому становятся легкой добычей пасторов и пресвитеров, провозглашающих  "иное благовествование". 

Можно рассуждать о том, что какие - то ограничения свободы во Христе  не критичными  для получения спасения (например: не празднование дня рождения, «монашеская» одежда, отказ от применения косметики, рабское повиновение пастору), но они СУЩЕСТВЕННО СНИЖАЮТ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО.  На самом деле все намного серьезней: если ты не стоишь  в свободе, которую даровал Христос (т. е. не пользуешься свободой), то ты не покоряешься истине и исполняешь вожделения плоти. (Гал. 5:7, 16). А если еще оправдываешь свое нежелание и неспособность жить в свободе во Христе тем, что исполняешь какие – то требования закона (например: выполняешь субботу, платишь десятину, соблюдаешь религиозные праздники, не пропускаешь богослужения/собрания), то ты буквально остался без Христа и отпал от благодати! (Гал. 5:4)

Наверное, все люди знают  слово «свобода».  Почти все верующие многократно слышали проповеди на тему «свободы во Христе». Я не хочу изобретать новые толкования слова «свобода», наделять его особенными значениями. Предлагаю действовать по – порядку: рассмотрим значение слова «свобода», а затем  разберем значение библейского понятия, которое называется «свобода». Это будет не совсем интересное занятие, но только так можно прийти к общему знаменателю, и к правильному пониманию Писания.

Значение слова «свобода».

«Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Свобода подразумевает наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — неволе.

В определенном смысле, понятие свободы противоположно понятию необходимости.

В этике свобода связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности».
      
   Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Значение слова Свобода по Ефремовой:
 Свобода - 1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни.
2. Государственная независимость, суверенитет.
3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. // Освобождение от крепостной зависимости, рабства.
4. Состояние того, кто не находится в заключении, под арестом, в неволе.
5. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию.
6. Отсутствие запретов, ограничений.
7. Избавление от чего-л. стесняющего, связывающего, тяготеющего над кем-л.
8. Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества (в философии).
9. Легкость, отсутствие затруднений. // Естественность, непринужденность (в позе, движениях и т.п.).
10. Простота, непринужденность, отсутствие натянутости (в поведении, обращении и т.п.). // Излишняя непринужденность, развязность.
11. разг. Раздолье, простор, воля.
12. разг. Незаполненное трудом, занятиями время; досуг.

Значение слова Свобода по Ожегову:
 Свобода - Вообще - отсутствие каких - либо ограничений стеснений в чем-нибудь;
Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов;
Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе
Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Свобода в Энциклопедическом словаре:
способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор…

Значение слова Свобода по словарю синонимов:
 Свобода – независимость, воля


Понятие «свобода» в Библии.  

Я процитирую только два авторитетных источника (хотя сам прочитал куда больше).

«Тема свободы полногласно звучит в одном из ключевых разделов Писания — в  повествовании об исходе. Уже при установлении Своего завета с Авраамом Бог предсказал для евреев порабощение и страдания в  чужой стране (Быт. 15:13). Этот долгий  период египетского рабства стал  выразительным символом угнетения, и поэтому  освобождение израильтян Моисеем говорило им о свободе в более глубоком смысле — в сущности, о духовном избавлении. Более того, необходимо отметить, что целью этого освобождения было служение Богу и  послушание Его Закону (Исх. 19:4-5; ср. также Исх. 20:2, введение к десяти заповедям).
Другими словами, Божий народ с самого начала получал наставления, что  альтернативой порабощению выступает не свобода в каком-то абстрактном смысле, а свобода служить Господу…

 …Среди трудов Павла — а по сути дела  среди всех книг Библии — ни в одном нет  такого убедительного обсуждения темы  свободы, как в Послании к Галатам, которое иногда называют Magna Charta — Великой хартией христианской свободы.  Небезынтересно, что центральная проблема этого послания параллельна вопросу,  затронутому
в Иоан. 8:32: каково соотношение между  свободой и происхождением от Авраама? 
  Некоторые иудейские круги убеждали  бывших язычников в Галатии совершить  обрезание и выполнять другие принятые у  иудеев обряды. Очевидно, эти приверженцы иудаизма доказывали, что такое обращение
в иудаизм необходимо, чтобы полностью приобщиться к Божьим благословениям, обещанным Аврааму. Другими словами,  если галаты хотели действительно сделаться частью Божьего народа (и тем самым 
духовно освободиться?), они должны были войти в число наследников Авраама,  подчинившись Моисееву закону. Павел не относился к такого рода мыслям с терпимостью. С его точки зрения это было «иное благовествование», не  заслуживавшее, в сущности, называться «благовествованием»: те, кто нес такую весть,  извращали истинное Евангелие и должны были бы подвергнуться Божьему проклятию
(Гал. 1:6-9) — действительно, это были  лжебратия, чья истинная цель заключалась в том, чтобы опорочить свободу, которой  верующие обладают во Христе (Гал. 2:4-5). 
  Развивая свою богословскую аргументацию  против подобных приверженцев иудаизма,  Павел указывает, что закон Моисея временно
играл роль детоводителя (греческое слово, использованное в Гал. 3:24-25 — это paidagogos, по иронии судьбы оно само  употреблялось для обозначения рабов,  присматривавших за детьми и воспитывавших их). В Гал. 3:22-23 для описания этой роли  используются выражения «заключены под стражею» и «заключены под грехом». Негативные высказывания апостола о  законе Моисея поднимают трудный вопрос. В конце концов, Бог дал этот закон именно в контексте освобождения от рабства. В  глубочайшем своем смысле Закон был  одновременно и символом свободы и не более и не менее как средством воспользоваться этой свободой в служении Богу. Иаков даже говорит о «законе свободы» (Иак. 1:25; 2:12). Проблема заключается в том, что из - за греха закон бессилен дать жизнь и  свободу; вместо этого он несет проклятия и смерть (Рим. 7:9-11; 8:3; Гал. 3:10).  Христос, однако, пришел специально для  искупления, то есть для того, чтобы освободить тех, кто находился под законом, искупив их от клятвы закона (Гал. 3:13-14; 4:4-5). Благодаря вере и силе святого Духа мы  освобождены от закона греха и смерти (Рим. 8:2); мы более не рабы, но дети — и не  просто дети Авраама (Гал. 3:29), а дети Божьи (Рим. 8:15 {15-16}; Гал. 3:26; 4:6-7).  Воистину, где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17; ср. Гал. 4:28 — 5:1)! Павел, однако, поясняет, что эта свобода не есть разрешение творить все, что  вздумается"…  Мойзес Сильва
  
     ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
  

«Свобода, свободный. I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. Дать определение С., можно исходя из ее противоположности. Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой - ни своим временем, ни своими поступками, - им распоряжаются другие. Следовательно, быть свободным - значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть. С. - это особое отличие, к-рое дается либо от рождения, либо приобретается заслугами (так было, напр., у римлян)…
 II. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
 Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу (Рим 6:7,18,20, 22; 7:6).

Г. СВОБОДА ОТ ГРЕХОВНОГО ПЛЕНА
 Свобода от греховного плена -> Грех - это рабство, плен (Ин 8:34). Совершив грехопадение, человечество стало несвободным (см. выше). Трагизм положения заключается в том, что большинство людей не подозревает, что в то время как они считают себя свободными, они на самом деле порабощены грехом и смерть их неизбежна. Кто, подобно блудному сыну, вовремя очнется от сна и предаст себя в руки единств. Освободителя и Помощника, кто, пройдя путь блудного сына, примет решение (ст. 18), раскается и исповедует грехи (ст. 21), тот возвратится в отчий дом, обретя через веру С. и радость (ст. 24). Это - путь к С., путь к Тому, Кто дарует С. (Ин 8:36). Иисус - Победитель греха, смерти и дьявола (Кол 2:15; Евр 4:15 и след.). Всех, кто следует за Ним, Он "призывает к свободе" (Гал 5:13), к-рую Он дарует (ст. 1). Обретшие С. стали рабами Божьими (Рим 6:18). Достижение этого нового состояния связано с изменениями отношений между людьми (Гал 3:28). Окончат. С. человек обретет после смерти, покинув царство князя тьмы (Ин 14:30).
    Д. СВОБОДА ОТ ЗАКОНА
 Христос освобождает людей не только от грехов против Закона, но и от самого Закона. Кто живет "во Христе" (Рим 8:1), тот живет не по карающему Закону, а по милующему (Рим 10:4). Ученики Иисуса более не подчиняются Закону (Гал 2:19). Рабы Закона стали свободными детьми Божьими (Гал 4:6 и след.), к-рые не должны позволить снова взвалить на себя бремя грехов и рабства. Если же они сделают подобное, то заново подчинятся "детоводительству закона" (Гал 3:24) и принизят роль Иисуса, представив Его вторым Моисеем, установившим вместо древнего закона новый (Гал 5:1)…»

Библейская Энциклопедия Брокгауза

  Так что же означает «свобода» или «свобода во Христе» для верующего человека? Суммируя все выше названное, учитывая значение слова и то, что говорит о нем Библия, осмеливаюсь определить, что свобода во Христе – это право и возможность 1) жить и действовать в соответствии с человеческим достоинством, 2) жить и действовать в соответствии с истиной, 3) поддерживать  правильные взаимоотношения с Господом.
   Еще раз: свобода во Христе – это 1) право  жить и действовать в соответствии с человеческим достоинством, с истиной, поддерживать  правильные взаимоотношения с Господом и 2) возможность жить и действовать в соответствии с человеческим достоинством, с истиной, поддерживать  правильные взаимоотношения с Господом
   
   Простите, но скажу еще раз. Свобода во Христе – это право и возможность жить и действовать в соответствии с человеческим достоинством; это право и возможность жить и действовать в соответствии с истиной, это право и возможность поддерживать  правильные взаимоотношения с Господом.
  Хотя право и значит возможность, но я разделил эти понятия. Право – это как Богом юридически закрепленная норма, установление, разрешение для христиан. А возможность – это как непосредственное использование права на деле, применение его в своей жизни. При этом Господь не только дает юридическое право стоять в свободе, но так же обеспечивает возможность пользоваться этой свободой и не подвергнуться рабству. Господь сказал, что подарит нам свободу, потом подарил ее и дал призвание, силы, умения и способности пользоваться этой свободой
      
     Но как вы распоряжаетесь подарком Христа?
   
                                                                          (продолжение следует)
   
На этой ноте я прощаюсь с вами, уважаемые читатели. Божьих вам благословений!
  



Комментариев нет:

Отправить комментарий